Напутное к Заговорной Волшбе

В народе существует целый ряд поверий и предписаний относительно использования заговоров

– начиная с сохранения и передачи их текстов и заканчивая собственно применением.

 Например бытует поверье, что тексты заговоров нельзя передавать людям старше по возрасту – от этого они могут потерять свою волошебную силу. Поэтому хранители заговоров («знаткие люди», «чаровальники» и т.д.) передавали их преимущественно тем, кто в дальнейшем должен был продолжать практику применения заговоров.

  Заговор произносится на особый манер – нарочито изменённым голосом (громче либо тише обычного, нашёптыванием, бормотанием и т.п.) и сопровождается учащением либо напротив замедлением дыхания, в зависимости от предназначения заговора и личного практического опыта человека, читающего заговор.

  Нередко произнесение текста заговора (вербальная часть) сопровождается теми или иными действиями (акциональная часть) с использованием определённых предметов (реальная часть). Триединство этих составляющих также основано на «Законе подобия» - сказанные слова «закрепляются» предметно-действенной составляющей.

 Таково, например, связывание тряпиц или нитей, символизирующих судьбы (вернее, Нити судеб) двух людей, кои необходимо соединить (при чтении приворотных заговоров), сжигание или отпускание по воде каких-либо предметов, символизирующих то, от чего человеку необходимо избавится (при чтении лечебных заговоров) и т.п.

 В ряде заговоров важна ещё и пространственная ориентация – как правило, лечебные и обережные заговоры произносятся лицом на восток. Указание на это в ряде случаев содержится в тексте самого заговора:

  Стану я (имярек)

  Пойду из избы дверьми,

  Из двора - воротами

  Во чисто поле,

  В восточную сторону

  Заговоры, связанные с наведением порчи и проклятий (т.н. «тёмные заговоры») произносятся лицом на запад:

  Стану я (имярек)

  Пойду нижней тропой,

  Волчьей норой

  Стану на Заход лицом

  На Восход хребтом

  Заговоры, связанные с конкретной ситуацией как, например, остановить кровотечение, наговариваются непосредственно на объект – в данном случае рану. Лечебные заговоры, равно как и заговоры на снятие порчи также наговариваются обратясь к больному, но так чтобы заговаривающий был обращён лицом на восток.

  Ход заговорного действа во многом повторяет структуру большого Кологодного Обряда, принятого ныне в среде последователей традиционной дохристианской культуры. В этом также проявляется органическое Единство Большого и Малого, проявление Воли Богов на всех уровнях Мироздания. По сути, заговор и сопровождающие его чтение действа и являются малым Обрядом.

  Ход Кологодного Обряда таков:

 1. Освящение места.

  2. Речение кощун.

  3. Зачин.

  4. Славления и положение треб.

  5. Круговая братина. Воспринятие Силы Богов.

  6. Заключение.

  Далее приведём очередность действий, сопровождающих чтение заговора, из чего станет наглядно видно сходство Кологодного Обряда и Обряда заговорного.

  1. Подготовка места

  В зависимости от предназначения заговора и прочих факторов, весь комплекс действий связанных с его произнесением начинается с подготовки места, необходимых предметов и т.д. Здесь же место «очищается», для чего произносятся особые обережные слова, способствующие удачному проведению всего комплекса действий, связанных с чтением заговора.

  2. Обращение к Богам

  Затем, как правило, может следовать принесение требы либо просто словесное обращение к Тому из Богов, Кого человек наиболее почитает, либо к Тому, Кто отвечает за ту сферу Мироздания, к которой обращён заговор.

  3. Зачин заговора

  Произнесение собственно текста заговора можно условно разделить на несколько частей.

  Текстам большинства заговоров предшествует зачин – более или менее стандартная словесная формула, обычно выглядящая следующим образом:

  Стану я (имярек)

  Пойду из избы дверьми,

  Из двора – воротами…

  В первую очередь зачин - это описание магического путешествия, символ ухода человека читающего заговор в Сакральное Пространство, в Мир Богов, Предков и Духов.

  Стану я (имярек)

  Пойду из дверей дверьми,

  Из ворот воротами

  На восток, в восточную сторону,

  К Окиян-морю…

  В целом зачин призван обеспечить человеку определённый настрой, избавить его от неподобающих в данное время и в данном месте мыслей, с тем чтобы ввести его в Магическое Пространство, в котором происходит непосредственное взаимодействие с теми Силами, к которым обращён заговор.

  Нередко в зачине присутствует описание «одевания» человека в зримые проявления Высших Сил, обозначающее символическое единение человека с Природными Стихиями:

  Медвяной росой умываюсь,

  Красным Солнцем утираюсь,

  Облаками облекаюсь,

  Частыми Звёздами опоясываюсь…

  Либо:

  Небом покроюсь,

  Зорею подпояшусь,

  Звездами отычусь…

  4. Вхождение в Дольний Мир

  Далее следует описание вхождения в Дольний Мир и описание самого Сакрального Пространства, в котором как правило перечисляются основные, фундаментальные мифологические объекты (Камень, Древо) являющие собой с точки зрения мифологического мышления Основу Мироздания, соприкосновение с которыми само по себе мыслится благоприятным.

 На Синем Море-Окияне

  На Острове Буяне

  Стоит Дуб кверху корнями

  Да ко низу ветвями…

  Характерно, что определённое количество заговоров не имеют слов зачина и начинаются непосредственно с описания Сакрального Пространства. Также зачин отсутствует в тех случаях, когда вербальная часть - собственно, слова зачина - заменена акциональной - теми или иными действиями.

 5. Взаимодействие с Богами и Стихиями

  После описания магического путешествия и Сакрального Пространства следует собственно заклинательная часть, содержащая в себе просьбу, побуждение или требование определённого характера, в зависимости от предназначения того или иного заговора:

 - Гой еси, Солнце Жаркое,

  Солнце Жаркое, Свет-Даждьбоже

  Не пали не пожигай ты

  Овощ и хлеб мой

  А пали-пожигай ты

  Куколь и полынь-траву…

  Либо:

 Как дождь воды не пробил

  Так бы меня (имярек) Именем Перуновым

  Мечи да стрелы не пробивали

  Тело моё было б крепче Белого Камня

  И как от воды каменья отпрядывают

  И пузыри отскакивают

  Так бы от меня (имярек) Именем Перуновым отскакивали

  Стрелы да копья-сулицы…

  Нередко вербальная заклинательная часть может сопровождаться определёнными действиями. Такими например, как «смывание» водой, «сдувание» воздухом, «сжигание» огнём болезней или порчи.

  6. Замыкание

  Заговорный текст завершается закрепляющей концовкой - подтверждающей, «замыкающей» весь описанный выше комплекс:

  Будь ты, мой приворот,

  Крепче камня,

  Крепче железа,

  Век по веку,

  Отныне и до веку!

  Гой!

  Либо:

  Крепко моё слово, а несть иного!

  Гой!

  Так как заговор имеет статус магического текста, воспроизведение которого должно быть как можно более точным, часто замыкание призвано ещё и нейтрализовать либо исправить различные неточности, возможно, имевшие место быть при произнесении предыдущего текста:

  Будьте слова мои и наговоры

  Некоторые недоговоры

  Исполным-полна крепки-лепки,

  Крепче Огня-пламени,

  И Алатырного Камени!

  Гой!


  Либо:

  Будьте слова мои,

  Кои договорил и не договорил,

  И кои переговорил,

  Слово в слово,

  Передние наперед,

  Задние на зад

  Середние в середке.

  Также, в рамках современной традиционной культуры, функцию замыкания может исполнять и просто короткий слог – «Гой!»

  Вышеуказанная последовательность действий является общей тенденцией и заговоры, обладающие такой структурой, ныне признаются «классическими». В тоже время существует масса отклонений от данной схемы – известно множество заговоров, не сопровождающихся указанными действиями и не обладающих столь сложной структурой. Такие заговоры произносятся в зависимости от конкретной ситуации в которой оказывается человек либо в зависимости от влияния на человека разного рода внешних факторов – к примеру, таковы заговоры на остановку кровотечения и т.д.

  Существует ещё и группа так называемых «одноразовых» заговоров – их тексты составляются сведущими людьми исключительно для какого либо одного-единственного случая.

  Таков, в общем и целом, круг вопросов связанных с использованием заговоров.

Категория: Заговоры/Заклинания | Добавил: Admin (07.05.2024)
Просмотров: 21 | Теги: заговоры на воду, белая магия, заговоры от болезней, заговоры на огонь | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar