В народе существует целый ряд поверий и предписаний относительно использования заговоров – начиная с сохранения и передачи их текстов и заканчивая собственно применением. Например бытует поверье, что тексты заговоров нельзя передавать людям старше по возрасту – от этого они могут потерять свою волошебную силу. Поэтому хранители заговоров («знаткие люди», «чаровальники» и т.д.) передавали их преимущественно тем, кто в дальнейшем должен был продолжать практику применения заговоров. Заговор произносится на особый манер – нарочито изменённым голосом (громче либо тише обычного, нашёптыванием, бормотанием и т.п.) и сопровождается учащением либо напротив замедлением дыхания, в зависимости от предназначения заговора и личного практического опыта человека, читающего заговор. Нередко произнесение текста заговора (вербальная часть) сопровождается теми или иными действиями (акциональная часть) с использованием определённых предметов (реальная часть). Триединство этих составляющих также основано на «Законе подобия» - сказанные слова «закрепляются» предметно-действенной составляющей. Таково, например, связывание тряпиц или нитей, символизирующих судьбы (вернее, Нити судеб) двух людей, кои необходимо соединить (при чтении приворотных заговоров), сжигание или отпускание по воде каких-либо предметов, символизирующих то, от чего человеку необходимо избавится (при чтении лечебных заговоров) и т.п. В ряде заговоров важна ещё и пространственная ориентация – как правило, лечебные и обережные заговоры произносятся лицом на восток. Указание на это в ряде случаев содержится в тексте самого заговора: Стану я (имярек) Пойду из избы дверьми, Из двора - воротами Во чисто поле, В восточную сторону Заговоры, связанные с наведением порчи и проклятий (т.н. «тёмные заговоры») произносятся лицом на запад: Стану я (имярек) Пойду нижней тропой, Волчьей норой Стану на Заход лицом На Восход хребтом Заговоры, связанные с конкретной ситуацией как, например, остановить кровотечение, наговариваются непосредственно на объект – в данном случае рану. Лечебные заговоры, равно как и заговоры на снятие порчи также наговариваются обратясь к больному, но так чтобы заговаривающий был обращён лицом на восток. Ход заговорного действа во многом повторяет структуру большого Кологодного Обряда, принятого ныне в среде последователей традиционной дохристианской культуры. В этом также проявляется органическое Единство Большого и Малого, проявление Воли Богов на всех уровнях Мироздания. По сути, заговор и сопровождающие его чтение действа и являются малым Обрядом. Ход Кологодного Обряда таков: 1. Освящение места. 2. Речение кощун. 3. Зачин. 4. Славления и положение треб. 5. Круговая братина. Воспринятие Силы Богов. 6. Заключение. Далее приведём очередность действий, сопровождающих чтение заговора, из чего станет наглядно видно сходство Кологодного Обряда и Обряда заговорного. 1. Подготовка места В зависимости от предназначения заговора и прочих факторов, весь комплекс действий связанных с его произнесением начинается с подготовки места, необходимых предметов и т.д. Здесь же место «очищается», для чего произносятся особые обережные слова, способствующие удачному проведению всего комплекса действий, связанных с чтением заговора. 2. Обращение к Богам Затем, как правило, может следовать принесение требы либо просто словесное обращение к Тому из Богов, Кого человек наиболее почитает, либо к Тому, Кто отвечает за ту сферу Мироздания, к которой обращён заговор. 3. Зачин заговора Произнесение собственно текста заговора можно условно разделить на несколько частей. Текстам большинства заговоров предшествует зачин – более или менее стандартная словесная формула, обычно выглядящая следующим образом: Стану я (имярек) Пойду из избы дверьми, Из двора – воротами… В первую очередь зачин - это описание магического путешествия, символ ухода человека читающего заговор в Сакральное Пространство, в Мир Богов, Предков и Духов. Стану я (имярек) Пойду из дверей дверьми, Из ворот воротами На восток, в восточную сторону, К Окиян-морю… В целом зачин призван обеспечить человеку определённый настрой, избавить его от неподобающих в данное время и в данном месте мыслей, с тем чтобы ввести его в Магическое Пространство, в котором происходит непосредственное взаимодействие с теми Силами, к которым обращён заговор. Нередко в зачине присутствует описание «одевания» человека в зримые проявления Высших Сил, обозначающее символическое единение человека с Природными Стихиями: Медвяной росой умываюсь, Красным Солнцем утираюсь, Облаками облекаюсь, Частыми Звёздами опоясываюсь… Либо: Небом покроюсь, Зорею подпояшусь, Звездами отычусь… 4. Вхождение в Дольний Мир Далее следует описание вхождения в Дольний Мир и описание самого Сакрального Пространства, в котором как правило перечисляются основные, фундаментальные мифологические объекты (Камень, Древо) являющие собой с точки зрения мифологического мышления Основу Мироздания, соприкосновение с которыми само по себе мыслится благоприятным. На Синем Море-Окияне На Острове Буяне Стоит Дуб кверху корнями Да ко низу ветвями… Характерно, что определённое количество заговоров не имеют слов зачина и начинаются непосредственно с описания Сакрального Пространства. Также зачин отсутствует в тех случаях, когда вербальная часть - собственно, слова зачина - заменена акциональной - теми или иными действиями. 5. Взаимодействие с Богами и Стихиями После описания магического путешествия и Сакрального Пространства следует собственно заклинательная часть, содержащая в себе просьбу, побуждение или требование определённого характера, в зависимости от предназначения того или иного заговора: - Гой еси, Солнце Жаркое, Солнце Жаркое, Свет-Даждьбоже Не пали не пожигай ты Овощ и хлеб мой А пали-пожигай ты Куколь и полынь-траву… Либо: Как дождь воды не пробил Так бы меня (имярек) Именем Перуновым Мечи да стрелы не пробивали Тело моё было б крепче Белого Камня И как от воды каменья отпрядывают И пузыри отскакивают Так бы от меня (имярек) Именем Перуновым отскакивали Стрелы да копья-сулицы… Нередко вербальная заклинательная часть может сопровождаться определёнными действиями. Такими например, как «смывание» водой, «сдувание» воздухом, «сжигание» огнём болезней или порчи. 6. Замыкание Заговорный текст завершается закрепляющей концовкой - подтверждающей, «замыкающей» весь описанный выше комплекс: Будь ты, мой приворот, Крепче камня, Крепче железа, Век по веку, Отныне и до веку! Гой! Либо: Крепко моё слово, а несть иного! Гой! Так как заговор имеет статус магического текста, воспроизведение которого должно быть как можно более точным, часто замыкание призвано ещё и нейтрализовать либо исправить различные неточности, возможно, имевшие место быть при произнесении предыдущего текста: Будьте слова мои и наговоры Некоторые недоговоры Исполным-полна крепки-лепки, Крепче Огня-пламени, И Алатырного Камени! Гой!
Будьте слова мои, Кои договорил и не договорил, И кои переговорил, Слово в слово, Передние наперед, Задние на зад Середние в середке. Также, в рамках современной традиционной культуры, функцию замыкания может исполнять и просто короткий слог – «Гой!» Вышеуказанная последовательность действий является общей тенденцией и заговоры, обладающие такой структурой, ныне признаются «классическими». В тоже время существует масса отклонений от данной схемы – известно множество заговоров, не сопровождающихся указанными действиями и не обладающих столь сложной структурой. Такие заговоры произносятся в зависимости от конкретной ситуации в которой оказывается человек либо в зависимости от влияния на человека разного рода внешних факторов – к примеру, таковы заговоры на остановку кровотечения и т.д. Существует ещё и группа так называемых «одноразовых» заговоров – их тексты составляются сведущими людьми исключительно для какого либо одного-единственного случая. Таков, в общем и целом, круг вопросов связанных с использованием заговоров. | |
| |
Просмотров: 21 | | |
Всего комментариев: 0 | |